Ковры в Туркменистане
Туркменистан славится своими коврами, которые специалисты по коврам считают потомками самых чистых и древних традиций ковроткачества в Центральной Азии. Многие туркменские ковры ошибочно называют бухарскими коврами в честь города в соседнем Узбекистане, где они активно продавались.
Туркменские ковры ценятся за их качество, насыщенные цвета и прекрасные геометрические и цветочные узоры. Они традиционно были ярко-красными и украшенными черно-белыми узорами.
Ковры традиционно ценились кочевниками, потому что их было легко транспортировать, они обеспечивали тепло, и их можно было использовать как мебель, декоративные настенные и напольные покрытия. Советский Союз превратил ковроткачество в государственную индустрию с фабриками, выпускающими ковры массового производства.
В президентском дворце Туркменистана висит самый большой в мире шерстяной ковер ручной работы. Завершенный в 2001 году, он составляет около 300 квадратных метров и весит почти 1,5 метрических тонны в соответствии с книгой рекордов Гиннесса.
Туркмены очень серьезно относятся к своим коврам. Ковры являются символом туркменской культуры в целом. У каждого туркменского племени есть свои уникальные мотивы, пять главных изображены на флаге Туркменистана.
В стране есть Министерство Ковров, которое фокусируется на сохранении традиций ручного ткачества. Когда человек хочет купить ковер в Туркменистане, он должен подготовить много документов, которые уточняют: возраст, регион происхождения, используемые материалы, имя продавца, день, когда ковер был приобретен, и предоставить документацию в Министерство Ковров, которое дает разрешение на вывоз ковра из Туркменистана.
В последнее воскресенье мая в Туркменистане отмечается День ковра. Этот национальный праздник был учрежден еще до провозглашения независимости страны в 1991 году. Одно из главных мероприятий — масштабное ковровое шоу, организованное государственной корпорацией «Туркменский ковер» в составе 16 предприятий.
исторический обзор
История Туркменистана сформирована миграциями, союзами, племенными войнами и даже насильственным истреблением целых племен. Наше знание истории туркменских племен и их миграций, а также характеристик их конкретных структур и узоров позволяет нам отнести ковер или другую ткань с узлами к определенному племени и определенному разделу его истории. Разнообразие цветов и орнаментов, а также их возможное символическое значение являются предметом обширных, часто спорных исследований.
В изобразительном искусстве туркмен многие архаичные узоры сохранились до начала 20 века. Первоначальные туркмены были древним персоязычным народом , жившим в степях Западной Центральной Азии. Их племенная военная организация, вероятно, восходит к влиянию гуннов . Турецкое влияние пришло с эфталитами в VI веке нашей эры и, в большей степени, с иммиграцией огузов в IX и X веках. Первоначальное население перешло в огузы и стало исламским. Монголо шторм в 13 – м веке привело к разрушению городов и сельскохозяйственных оросительных систем, а также метала туркмен обратно в кочевой образ жизни , который они поддерживают на протяжении всей их дальнейшей истории. Туркменские кочевники жили на границе между более могущественными государствами, такими как Персидская империя , Хорезмия и Узбекское ханство . Более независимые, чем их соседние народы, они смогли сохранить большую часть своей традиционной культуры. В 19 веке туркмены попали под власть Российской империи . После распада Советского Союза бывшая Туркменская Советская Социалистическая Республика стала независимым государством Туркменистан .
Материалы
С самого начала для изготовления полотнищ применялась шерсть овцы, так происходит и сейчас. Главные положительные качества данного материала:
- легко отделывается;
- долговечный;
- прочный;
- изделия получаются очень тёплыми.
Однако во время подготовки шерсти к плетению применяется несколько добавок. И одна из них – это краситель. Вообще, с самого начала применялись исключительно настоящие добавки – аж до Девятнадцатого века просто не было другой альтернативы. Однако с появлением химической отрасли начали возникать не настоящие красители, которые начали использоваться при изготовлении туркменских ковров.
С самого начала реагенты выделяли вещества которые вредны, что не имело возможности не отобразиться на общем качестве и востребованности ковров. Естественно, что с каким то периодом ситуация преобразилась. И в наше время хоть и используются не настоящие красители, однако они уже невредны для человеческого здоровья и не выделяют в атмосферу ядовитые вещества.
Цвет и орнаменты
Не обращая внимания на изобилие различных видов туркменских шерстяных полотнищ, у них у всех доминируют красный цвет и его оттенки. У множества изделий фон из бордовых нитей, благодаря этому такой цвет считается ключевым.
Вообще, для плетения могут применяться какие угодно оттенки, в особенности сегодня, когда окрасить шерсть в необходимый цвет не составляет большого труда. Однако самые распространенные тона:
- черный – служит для облицовки орнамента и выступает цветом различных стихий;
- синий;
- оранжевый.
Также активно применяется зеленый окрас – это символ плодородия и урожайности.
Самый старый ковер в мире – «Пазырыкский ковер» 4-го века до н. э. — был найден в алтайских горах недалеко от современного Туркменистана. Он имеет некоторые основные сходства с современными туркменскими коврами. В 12-й главе «Путешествий Марко Поло», которая рассказывает о путешествии итальянского путешественника в Иран и Центральную Азию в 13-м веке, Марко Поло сказал: «Самые прекрасные и самые красивые ковры сделаны здесь, и богатая ткань красного и других цветов сотканы здесь». Это было одно из первых упоминаний о восточных коврах западными источниками. Туркменские ковры были представлены в картинах Европейского Возрождения.
Ковровые изделия, такие как чувалы (мешки для хранения), хорджуны (седельные сумки) и торбы (палаточные сумки), использовались туркменскими кочевниками для перевозки одежды, палаток и хозяйственных товаров на верблюдах и лошадях при перемещении их лагерей. Все эти предметы имели символы и узоры, уникальные для каждого племени, которые до сих пор используются сегодня.
Первые исследователи туркменской ткацкой культуры исходили из того, что туркмены всегда были кочевниками, и поэтому исторические корни их ткачества нашли отражение в кочевых традициях. Убедительной гипотезой представляется то, что искусство завязывания узелков выросло из практических потребностей кочевого образа жизни. Мобильность была важным требованием этого образа жизни, и вся личная собственность кочевника должна была быть легкой, легко переносимой и изготовленной из легкодоступного сырья, самым важным из которого была шерсть собственных стай овец. Сваленные ковры обеспечивали защиту от холода под ногами, а также могли использоваться как покрывала и одеяла.
Тем не менее, общее мнение сегодня заключается в том, что, хотя кочевники, несомненно, сыграли важную роль в развитии свайного ткачества, они, возможно, на самом деле не изобрели его. В кочевой среде легче было делать войлоки и фиатные переплетения. Валяние, действительно, вероятно, является одним из старейших текстильных методов. Никакая тень не требуется, и детали могут быть сделаны за сравнительно короткий период времени. В отличие от этого производство узелкового ковра может занять несколько месяцев, и поэтому вряд ли это техника, подходящая для кочевого образа жизни. Всякий раз, когда ковры изображаются в раннем искусстве, будь то Восточное или Западное, они связаны с властью и богатством, как религиозными, так и светскими. Кажется, что долгое время ковры были привилегией высших эшелонов обществ, которые их производили или импортировали. Поэтому более вероятно, что они были произведены оседлыми общинами, а не полукочевыми.
Особенности туркменских ковров
Туркменские ковры отличает довольно строгий декор и сдержанная цветовая гамма. Как правило, для фона используется ярко-красный цвет, для рисунка — белый, коричневый, оранжевый, желтый и черный цвета. В качестве материалов использовались лучшие сорта овечьей и верблюжьей шерсти. А также для ворсовой нити ковра употребляли цветной шелк и бумажную пряжу. Основа центральной композиции туркменских ковров — это так называемый гёль (в переводе с туркменского языка значит «узор, рисунок, узорчик»). Он представляет из себя довольно сложную симметричную фигуру с внутренним орнаментом, часто обрамленную замысловатыми лепестками, крючками, зубцами. Нередко внутренний рисунок гёля делится на четыре части, которые соединяются между собой линиями или решетками. Обычно гёли располагаются в несколько рядов, часто сочетаются с более мелкими мотивами геометрической формы. Согласно некоторым исследованиям, орнамент гёль является изображением тотема данного племени — ковры каждого племени отличают свои неповторимые узоры. Также для туркменских, как впрочем, вообще для среднеазиатских ковров, характерно наличие элемов — широких поперечных полос с орнаментом, расположенных по двум противоположным концам ковра. В старинных ворсовых коврах они были паласными, с середины XIX столетия стали ткаться ворсовыми с определенным узором.
Туркменские ценности
Главными сокровищами Туркменистана остаются знаменитые шерстяные и шелковые ковры, символ трудолюбия и мастерства. Вывозить из страны изделия, имеющие возраст старше 50 лет запрещено, поэтому туристам советуют делать такие покупки в государственных магазинах и хранить чеки для предъявления на таможне. Если же ковер приобретен у частого лица, то покупатель за свой счет проводит экспертизу, получает заключение о возрасте, только на основании этого документа он сможет вывезти свою покупку на родину.
Ковер, в некотором плане, священный символ Туркмении, в прежние времена каждое племя имело свои традиционные узоры. Люди, умеющие расшифровывать узоры, могли рассказать, как жило племя и чем занималось, какие ремесла были распространены, какие культурные традиции существовали. Сегодня на туркменских коврах присутствуют национальные узоры, символические изображения растений и животных, прежде всего тех, которые распространены в этом регионе.
Понятно, что настоящие туркменские ковры, сотканные из шерсти или шелка, стоят достаточно дорого, не по карману многим простым путешественникам. Есть вариант купить кошму, так называются войлочные циновки. Они активно используются в быту туркменами, поэтому и иностранные гости смогут найти этим подаркам практическое применение, ежедневно напоминающее о прекрасном путешествии.
Не менее прекрасным напоминанием о Туркмении станут украшения из серебра и других металлов, они пользуются популярностью у женской половины группы и имеют очень симпатичные названия:
- «йзек», десять колец, которые цепочками соединялись с браслетом, отдельные из них имели еще и наперсток, удобный для шитья и вышивания;
- «асык», украшение для волос, напоминающее формой фигурку богини, символ женской силы и плодовитости;
- «борек», головное украшение в виде трапеции, имеющее сложную систему узоров;
- «сомсоле», тоже украшение для головы, состоит из маленьких кулончиков, внешне похоже на бахрому.
Кроме этих украшений, туркменские женщины и девушки носили символы-обереги. Например, «дагдан» являлся эмблемой сельджуков, выполнялся в виде двух орлов, символизировавших божественную силу. «Гольяка» – украшение очень крупных размеров, которое носили на груди, на цепочке. Понятно, что для туристов истинное, символическое значение украшений не грает такой роли, как для туркменов
Гости больше обращают внимание на эстетическую составляющую, будут ли гармонировать с современными нарядами браслеты, кулоны и подвески, выполненные по старинным туркменским технологиям
Туркменистан открывается не только во время путешествия по его бескрайним степям или горным регионам. Продолжить знакомство с этой древней и прекрасной страной можно и после возвращения из нее, пытаясь разгадать секреты туркменских узоров на ковре или символы, присутствующие в массивных женских украшениях из металла. Желание познать тайны древних туркменов может подвигнуть туриста на возвращение в страну и продолжение маршрута.
Прочные и яркие
А некоторые рукодельницы и вовсе не боялись постелить свои ковры под ноги скачущих лошадей. Нити были настолько прочными, что легко выдерживали удары копыт. Такие ковры могли прослужить более 200 лет. При этом туркмены всегда очень бережно относились к коврам. Они считались одушевлёнными предметами, «живущими» вместе с людьми. Резать или рвать ковёр строго запрещается – «умереть» он может только от старости, после чего с почестями будет похоронен.
Если сегодня проблем с различными красителями нет, то в старину приходилось ограничиваться лишь имеющимися в доступе цветами. Как правило, на туркменских коврах преобладает красный цвет, который давали растительные пигменты. Нередко использовали краску жёлтого и зелёного оттенков, которую тоже получали из растений. А вот синий цвет достать было не так просто – его привозили издалека. Поэтому на большинстве старинных ковров этот оттенок нельзя увидеть.
Праздник туркменского ковра – не только восхищение прекрасными ковровыми изделиями, но и чествование их создательниц / turkmenistan.gov.tm
День ковра посвящён уникальным изделиям туркменских мастериц. Конечно, в наше время производство ковров стало автоматизированным, но ручная работа по-прежнему очень высоко ценится. Ковёр можно использовать всюду, украшая им стены, пол, ниши жилища. На туркменских коврах сияет солнце и распускаются цветы, а сами творения ковровщиц поражают наше воображение. Неудивительно, что эти шерстяные шедевры получили свой особенный праздник.
На обложке: Праздник туркменского ковра / turkmenportal.com
Символы Туркмении
Культуру туркмен невозможно представить без их традиционных ремёсел. Одним из самых древних занятий стало ковроткачество. Самый большой ковёр, созданный рукодельницами Туркменистана, занесен в Книгу рекордов Гиннеса. Туркменские мастера ткут изделия, которые отличаются долговечностью и красотой. Более того, такие ковры уже стали мировым брендом.
Для самих туркмен ковёр – не просто необходимое украшение жилища и важная деталь интерьера. Уже много веков этот предмет имеет сакральное значение. По ковру можно было определить достаток семьи, её статус и даже принадлежность к определённому роду. Ковёр стал неким символом Туркменистана. Ежегодно туркмены отмечают день ковра.
Другой страстью туркмен являются скакуны. Знаменитые ахалтекинцы, «быстрые как ветер» красавцы, известны во всём мире. В прежние времена на таких конях разъезжали султаны, знаменитые ханы, цари, которым их привозили из туркменских земель. Эти животные отличаются невероятной красотой, силой, своенравием и выносливостью.
В наши дни туркмены отмечают Праздник туркменского скакуна, посвящённый лошадям. Это торжество предполагает демонстрацию возможностей и внешности прекрасных лошадей, а также конные соревнования.
Ахалтекинский скакун – гордость Туркмении / turkmenportal.com
История появления туркменских ковров.
Считается, что узоры туркменского ковра идентичны узорам на керамики IV тыс. до н.э. Древнейший сохранившийся ковер датирован V веком до н.э. и принадлежит пазырской культуре. Позже ковры под именем парфянских, персидских и бухарских были известны в разных странах мира.
Туркменские ковры производились в древности туркменским племенами, для различных бытовых целей, в том числе для юрт, дверных завесов и мешков различных размеров.
Они были сделаны полностью из шерсти, с геометрическими узорами, которые варьировались от племени к племени. Туркменский ковер являлся символом власти и достатка.
В III в. до н.э. парфянские ковры экспортировались в древнюю Европу и ценились римскими императорами и зажиточными людьми. К XIII столетию появляются письменные известия о туркменских коврах. Известный путешественник Марко Поло восторженно писал о туркменских коврах , что они «самые тонкие и красивые на свете».
С конца XIX века туркменские ковры стали показывать на различных выставках в Америке, России, Европе и т.д
Многие ценители искусства начали обращать на них внимание
Так слава о коврах Туркменистана разошлась по всему миру и их ценят по сей день.
Ковры производили в разных странах, но именно в Туркмении их сделали национальным достоянием и «визитной карточкой» страны. Даже на флаге и гербе Туркменистана изображены элементы узора ковров.
История
Два туркмена на ковре перед входом в юрту . (1905-1915)
Первоначально почти все туркменские ковры изготавливались кочевыми племенами , почти полностью с использованием местных материалов, будь то шерсть стада, растительные красители или другие природные красители из страны. Они имеют геометрический рисунок, который варьируется от племени к племени; в первую очередь йомуты , эрсари, сарыки, салоры и текке . Неровности — считаются часть очарования ковра по коллекторам — тогда довольно часто, так как натуральные материалы варьируются от партии к партии, и шерстяные нити основы или уточные нити могут растягиваться, особенно на ткацком станке. Регулярно демонтированы для транспортировки и вновь в другом лагерь.
Совсем недавно в городах появились большие мастерские, продукция которых имеет меньше неровностей, а также изменилась технология. С 1910-х годов в дополнение к натуральным красителям стали использовать синтетические красители. Размер ковров кочевых племен ограничен тем, что можно сделать на переносном ткацком станке; Коврики большего размера, производимые в деревнях, с тех пор стали более распространенными. Использование хлопка для изготовления нитей основы и утка также стало обычным явлением.
Ковры, производимые в больших количествах для экспорта в Пакистан и Иран , также продаются под названием «Туркменские ковры». Обычно они изготавливаются из синтетических красок, хлопковых нитей основы и утка, а также шерстяного ворса и имеют мало общего с настоящими коврами туркменских племен. На этих экспортных коврах используются разные узоры и цвета, но наиболее распространенным является так называемый бухарский узор , который происходит от основного узора Текке, часто на красном или бежевом фоне. Другая часто встречающаяся модель вдохновлена коврами Ersaris с восьмиугольным узором, который называется «слоновья лапка» .
Многие афганские ковры очень похожи на туркменские ковры. Афганистан производит много относительно грубых и недорогих ковров, в основном на экспорт, и многие из них используют бухарские узоры . Однако есть и очень красивые афганские ковры, многие из которых выполнены с использованием туркменских мотивов.
Национальный музей ковра , который сохраняет примеры периода туркменских ковров, находится в Ашхабаде , Туркменистан .
«Традиционное искусство ковроделия в Туркменистане» внесено в репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества вдекабрь 2019.