Гобеленовые картины
Вышивать гобелены несложно, однако, как в любом рукоделии, здесь потребуются терпение и аккуратность. Гобеленовый шов должен быть ровным, все стежки прилегать плотно друг к другу и быть одинаковыми по высоте. Каждый стежок — это полукрест. Мастер-класс выглядит следующим образом:
Необходимо продеть иглу с нитью сквозь верхний уголок квадрата и вытянуть в противоположном углу по диагонали уголка. Шов «полукрест» отличается от вышивания в технике «гобеленовый шов» направлением шва. «Полукрест» проходит от верхнего к нижнему уголку, а гобеленовый — наоборот. Далее нужно сделать второй стежок от верхнего правого уголка в левый нижний. В итоге получится ряд штрихов, хорошо прилегающих друг к другу. Последующий рядок нужно делать уже в обратном направлении, то есть справа налево
Важно придерживаться правила швов — вышивать по диагонали сверху вниз. Внешний вид изделия с изнаночной стороны должен быть практически таким же аккуратным, как и с лицевой. Для вышивания понадобится схема, плотная канва или иная нетонкая ткань, пяльцы, игла и шерстяные нити
Чтобы создать гобеленовый стежок, нужно сделать прокол канвы через одну клеточку к изнанке и провести иглу на лицевую сторону полотна через другую точку. Окончание нити обязательно должно оставаться на поверхности ткани. Нить примерно на 1 см держат пальцами, так прокладывается диагональный шов. Если нить очень длинная, то ее следует срезать ножницами.Чтобы картина не получилась кривой, мастера не советуют завязывать в процессе работы узлы на полотне. Наиболее распространенный на сегодня шов для гобелена — косой
Для вышивания понадобится схема, плотная канва или иная нетонкая ткань, пяльцы, игла и шерстяные нити. Чтобы создать гобеленовый стежок, нужно сделать прокол канвы через одну клеточку к изнанке и провести иглу на лицевую сторону полотна через другую точку. Окончание нити обязательно должно оставаться на поверхности ткани. Нить примерно на 1 см держат пальцами, так прокладывается диагональный шов. Если нить очень длинная, то ее следует срезать ножницами.Чтобы картина не получилась кривой, мастера не советуют завязывать в процессе работы узлы на полотне. Наиболее распространенный на сегодня шов для гобелена — косой.
Косым швом создают фоновую часть картины, а также переходные детали узоров, рисунки. Рядки по горизонтали можно выполнять как слева направо, так и в обратном направлении. Прежде чем начать вышивание, можно мысленно поделить одну клеточку полотна по секторам. Верхний угол слева — точка «A», верхний справа — точка «Б», левый нижний — «B», а правый снизу — «Г». Создавая рядок косым гобеленовым швом, иголку проводят из точки «Г» на лицевую часть картины, а возвращается игла уже через область «В» на изнаночную сторону. Так и делается стежок по диагонали. Далее иглу опять вводят на лицо канвы через точку «B», а возвращают наизнанку через точку «A». Так вышивают до конца рядка, а потом идут в обратном направлении.
История развития гобеленного искусства
Гобелен является одним из видов декоративно-прикладного мастерства. Это односторонний безворсовый ковер с композицией, который выткан вручную перекрестным переплетением нитей.
Важным этапом при изготовлении гобелена своими руками является создание основы, а в качестве ткацкого станка используют деревянную раму.
До 18 века гобелен своими руками изготавливали из шерсти — достаточно доступного и простого в обработке материала, зачастую это была овечья шерсть
Важное требование, которое предъявляется к материалу основы, — это прочность. В 19 веке основу для гобелена иногда выполняли из шелка
Хлопчатобумажная основа очень облегчает вес изделия, является прочной, устойчива к отрицательным воздействиям окружающей среды
Хлопчатобумажная основа очень облегчает вес изделия, является прочной, устойчива к отрицательным воздействиям окружающей среды.
Нити утка могли быть еще шерстяными: шерсть прекрасно поддается окраске и разрешает достичь широкого спектра в оттенках. От нити утка не нужно прочности, как у основы, потому применялась более тонкая нить. Важные качества нити утка — эластичность, мягкость.
Инструменты для создания гобелена:а) ковровая колотушка;б) нож крючок
В данном ткачестве плотность ковра определяли количеством нитей основы на 1 см. И чем больше плотность, тем больше шансов у ткача сделать мелкие детали и тем медленнее движется работа. В средневековом европейском гобелене насчитывают примерно 5 нитей основы на 1 см. Работы брюссельских мануфактур 16 века имели тоже небольшую плотность (5-6 нитей), но местным ткачам удавалось передать сложные нюансы изображения. Со временем гобелен все больше приближается к живописи, плотность становится больше. На мануфактуре гобеленов плотность равнялась 6-7 нитям на 1 см в 17 веке, а в 18 веке — уже 7-8. В 19 веке плотность работ мануфактуры Бове достигала 10-16 нитей. Такой гобелен стал имитацией станковой живописи. Одним из способов возвращения гобелену декоративности Жан Люрса считал уменьшение его плотности. В 20 веке французские мануфактуры перешли опять к плотности гобелена в 5 нитей.
Самым ранним и простым приспособлением для работы ткача являлась рама с натянутыми нитями основы.
Крепление основы выполнялось:
- натягиванием на гвозди, которые вбиты в раму;
- использованием рамы с равномерно расположенными по верхнему и нижнему краям пропилами;
- обычным навиванием нити на раму.
Но последний метод не достаточно удобен, поскольку во время ткачества нити основы будут смещаться. Для образования первого зева (это пространство между плоскостями четных и нечетных нитей) нити основы делят проборной планкой, которой может являться гладко оструганная палка. Уточную нить прокидывают при помощи челнока и после небольшого количества прокидок прибивают колотушкой либо пальцами рук. Чтобы сделать обратную прокидку, ткач должен перебрать нити основы, создавая следующий зев. Для осуществление ворсовых узлов используют нож-крючок.
Схема основ плетения гобелена.
В середине 20 века мастера опять перешли к простейшему приспособлению ткача, а немного позднее, в поисках новейших путей развития искусства данного ткачества, некоторые из художников отказались от ткацкого станка и от традиционного сырья.
Материалы и инструменты для выполнения гобелена:
- ткань для гобеленов;
- нитки и иголка или же швейная машинка;
- плотная ткань для подкладки;
- набивочный материал;
- карниз;
- клей;
- рама.
Разновидности шва
Представляем мастер-класс со схемами.
- Косой гобеленовый шов (петит пойнт) – простейший шов. Освоив его, уже можно начать вышивать картины.
Как видно на рисунке, в отличие от полукреста, выполняется сверху вниз:
Как шов шьется в разных направлениях:
- Континентальный. Отличается выразительностью и прочностью.
Сначала справа налево сделать диагональный стежок:
Сделав ряд, отступить 1 ячейку вниз и 2 влево и сделать еще один ряд диагональных стежков:
Лицо и изнанка:
Видео, как выполнять континентальный шов, можно посмотреть здесь:
- Прямой – наряду с косым и континентальным швами является основным гобеленовым швом. Прост в исполнении, красиво смотрится, выполняется справа налево, но игла проводит стежок строго вертикально через 2 нити основы:
- Косой удлиненный (норвежский). Его назначение – заполнение фона, создание дополнительной фактуры: дальний план пейзажа, крона дерева и др. Позволяет увеличить длину, изменить наклон стежка. Стежки располагаются друг под другом. Вышивается как слева направо, так и наоборот.
Вышивка гобеленовым швом предполагает выполнение нескольких разновидностей стежков:
- полукрест;
- континентальный;
- прямой;
- косой;
- захватывающий;
- удлиненный.
При выполнении стежка нужно следить за силой натяжения нити. Разная сила натяжения провоцирует перекос канвы. Если схема вышивки предполагает использование разных видов стежков, рекомендуется выполнять их в одном направлении, чтобы обеспечить высокий уровень эстетики готового изделия.
На завершающем этапе изделие стирают вручную в теплой воде. Автоматическая стирка, а также использование горячей воды могут спровоцировать усадку изделия и небольшую деформацию, поэтому от таких действий лучше отказаться. Изделие не выжимают, просушивают на полотенце. Как только вышивка станет сухой, ее помещают в подготовленную рамку. На этом творческий процесс завершается.
А, точнее, про сам гобеленовый шов. Техника его выполнения очень проста и под силу всем рукодельницам.
Прежде чем начинать работу, необходимо подготовить: ткань, специальную иголку, пряжу, ножницы, пяльцы. Дополнительно при вышивании гобеленовым швом могут понадобиться клей для ткани и маркер. Несколько слов о выборе материалов.
Гобеленовый шов удобно выполнять на канве. Это специальная ткань для вышивки. Она имеет ярко выраженные плетения, которые образуют сетку. Производители предлагают канву с более плотным или менее плотным плетением. На плотность плетения указывает номер канвы. Можно использовать и другие ткани, у которых видно переплетение нитей. Однако вышивать гобеленовым швом на них гораздо сложнее, чем на канве.
Гобеленовый шов может быть выполнен любой толстой пряжей или нитью. Как правило, используют шерсть. Подойдёт для вышивки гобеленовым швом и мулине, предварительно сложенное в 5–6 сложений. Пряжа не должна быть эластичной. В противном случае достаточно сложно добиться того, чтобы стежки были одинаковыми. Не стоит брать пряжу с длинным ворсом. Вышивать такой пряжей сложно. Толщина пряжи должна соответствовать плотности канвы и толщине иглы.
Существует 2 вида гобеленовой вышивки:
- вышивка, напоминающая гладь или крест, для которой понадобится игла с большим ушком и тупым концом;
- вышивка петлёй, для которой необходима специальная игла. В такой технике можно создавать объёмные картины.
Совет. Для начинающих рукодельниц оптимальным вариантом является приобретение готового набора для гобеленовой вышивки. Там есть необходимые материалы и инструкция, подробно описывающая каждый гобеленовый шов. Не следует сразу хвататься за выполнение сложной картины. Когда техника выполнения гобеленового шва будет понятна, можно перейти к работе с масштабными картинами. Также будет нелишним посмотреть мастер-класс, в котором опытные вышивальщицы поделятся секретами выполнения идеального гобеленового шва.
Пошаговое выполнение колодок
Теперь рассмотрим, как выглядит техника вышивки гобеленовым швом при прокладывании нити. Этот способ называется еще колодками.
- Закрепляется нить любым способом, описанным при обычном выполнении гобеленового стежка с конца ряда.
- Выводится нить наружу посередине клетки до начала ряда. То есть на лице прокладываете нить той длины, которая соответствует числу клеток нужного цвета.
- Иглу с изнанки выводите также с левого угла наверх в правый. Последующие стежки выполняются в этой же последовательности. То есть полукресты закрывают нить.
- Следующий ряд делаете так же. Сначала выводите нить на лицо посередине клеток. Затем в той же последовательности справа налево вышиваете гобеленовым швом.
- Закрепляете нить после окончания цвета или ряда так же, как описано при классическом выполнении гобеленового стежка.
Ряды получаются очень объемными, плотными. Поэтому вышивать «участками», как в вышивке крестом, не получится. Работу делаете строго по рядам (горизонтальным, вертикальным, диагональным).
Картины на тканевой основе
Любая вещь сморится дорого и красиво, если она сделана с душой. В 21 веке из гобелена возможно встретить не только картины, но и игрушки, подушки.
Статья по теме: Ажурные носки спицами со схемами: как связать теплую обновку с видео и фото
Рассмотрим мастер-класс по изготовлению нетканого гобелена на тканевой основе. Первое, что нам понадобится — это, конечно же, хлопчатобумажная ткань, размер приблизительно 50*50 сантиметров. Крючок для гобелена, любой магазин по рукоделию поможет с покупкой данного изделия. Пяльцы и ножницы, данная вещь у рукодельниц всегда хранится в доме. Разноцветные нити, желательно не натуральные, они легче в работе, да и моль не захочет есть вашу картину. Ручка или фломастер для прорисовки рисунка на изнаночную сторону ткани.
Закрепляем ткань на пяльцах. Продеваем нашу нить в крючок, если нить не проходит, возьмите тоненькую проволоку.
При работе с гобеленовыми картинами не должно быть просветов. Поэтому следите за натяжением вашей нити и возвратно поступательными движениями медленно вводите нитку в ткань до образования петли. Помните, что он не прощает спешки.
Игла идет по рисунку строго вниз и так до конца картины. Обязательно просматривайте обратную сторону картины, на ней не должно быть скосов и перетяжек.
После выполнения рисунка картины край ее можно украсить с помощью плетения косы, набираем нужное количество петель и провязываем их по периметру. Для первой работы стоит выбрать несложный рисунок, в дальнейшем усложняя и увеличивая ваше мастерство. Чем больше петля, тем объемнее рисунок получится. Мода вводит новые тенденции 3Д гобеленов, большинство мастеров прячут свои инициалы на них.
Не вешайте картину на стену слишком высоко, ваши друзья захотят прикоснутся к ней. Положительные эмоции, эстетическое спокойствие им гарантировано.
Нетканые гобелены отличаются так:
- ткань используется или обычная мешковина;
- вместо специальной иглы используется обычный крючок.
Если рисунок был неправильным, то кусочек можно убрать с помощью ножниц. По завершению изготовления мы наносим на изнанку клей ПВА тонким слоем и даем просохнуть.
Статья по теме: Вязаные сапоги крючком: как связать сапожки для дома своими руками с фото и видео
О материалах и инструментах
Вышивать гладью лучше всего на плотной, нетянущейся ткани. Если речь идет о картинах на пяльцах или одежде, хорошо подходит , , джинса и т.д. А для создания брошек я использую в качестве основы .
Что касается ниток, вышиваю простыми . Они самые послушные и оптимальные по толщине, позволяют сделать работу не слишком “грубой”, с ними получаются мягкие градиенты (прим. ред. — цветовые, тоновые переходы в вышивке).
Шерстяные мулине более объемные и ворсистые. Обычно я не включаю их в свои работы, но можно выделить отдельные элементы вышивки, перейдя на шерсть. Эти элементы станут выпуклыми.
неудобны в использовании, они часто цепляются за иглу, застревают, завязываются в узлы, распушаются и раздваиваются. Их не советую. Только если для мелких эффектов.
Иглы использую для ручной вышивки. Раньше покупала только , сейчас беру все, которые универсальны и подходят по размеру как для ниток мулине, так и для мелкого бисера. Мои любимые иглы — Hemline №№ 8,9.
лучше брать деревянные, правильной круглой формы, с металлическим винтом наверху. Они должны фиксировать ткань очень сильно, чтобы она не собиралась под натяжением стежков. Я люблю маленькие размеры пялец для создания брошей (например, диаметром 75 мм). Они совсем как пушинки, очень легкие, но, в то же время, крепкие и надежные, прослужат не один год.
Другие работы Нади можно посмотреть здесь.